Главная   Православный календарь   Православный молитвослов   Вопросы и ответы   Полезные сайты   Контакты 

Новости

История храма

Алексеевский благочиннический округ

Храм сегодня

Фестиваль колокольного звона

Мастерская церковной утвари "Кедр"

Сестры милосердия

Общество трезвости
 

Традиции православной трезвости

Православный взгляд на проблему пьянства

Актив общества

Встречи и контакты с членами общества

Обет трезвости

Праздник трезвости

Ризошвейная мастерская

Газета "Живоносный источник"

День православной книги

Паломничество

Воскресная школа

Книжный магазин

Виртуальный тур по храму

Жития святых

Видео

Фотоальбом

АНОНС событий прихода

 

Официальный сайт Казанской епархии

Ризница.ру - Православный магазин для производителей и оптовых покупателей церковных товаров

Православие.Ru

Rambler's Top100

 
422900, Республика Татарстан,
р.п. Алексеевское, Соборная площадь, д.1
Тел./факс: 8(84341)2-41-50
E-mail: pavel-alex@inbox.ru
Общество трезвости
Православный взгляд на проблему пьянства

Вино, этот продукт виноградной лозы, известно практически с самого начала человеческой истории. Люди издавна заметили и оценили его пользу для организма, его бодрящий, тонизирующий и целебный эффект. «Вино веселит сердце человека», - восклицает псалмопевец Давид. Апостол Павел прямо советует своему ученику Тимофею регулярно принимать понемногу вина по причине его проблемы с желудком. Концепцию умеренного употребления вина мы встречаем и у святых отцов, например, у св. Иоанна Златоуста. Он писал: «Ничто не может быть столь полезным врачеством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы».
 Однако сколько существует вино, столько существует и проблема его неумеренного употребления. Многие болезни древности, неоднократно разгоравшиеся эпидемиями, давно уже побеждены и ушли в историю, а зелёный змий по-прежнему и с не меньшей силой продолжает обвивать и душить человечество. С пьянством связан алкоголизм – хроническое или наследственное заболевание, проявляющееся зависимостью от алкоголя и патологией организма.
 Понятное дело, профилактика и лечение пьянства и алкоголизма могут быть действенными только в том случае, если правильно уяснены их причины. В светской науке взгляд на эти причины и широк, и запутан. Здесь называются и плохие социальные условия, и экономическая нестабильность, и хроническая перегрузка психики, и дурная наследственность, и климато-географический фактор, и фактор национально-этнографический.
 Влияние подобных факторов несомненно, однако христианству свойствен всё же более глубокий, духовный взгляд на данную проблему, впрочем, как и на все проблемы и болезни современности. Если обратиться к писаниям Святых Отцов, то в них найдём множество высказываний на тему пьянства. Очень точное и краткое его определение дал святитель Василий Великий: «Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Через порабощение пьянству к человеку привязывается нечистая сила, и он становится в той или иной степени одержимым. О том , что это действительно так, говорит хорошо известная поговорка: «Напился до чёртиков». И это не простая метафора, а демонический опыт. Человек в визуальных образах видит перед собой демонов, чаще всего окрашенных в зеленый цвет. Характерно, что жрецы некоторых религий употребляют опьяняющие напитки перед своими ритуалами.
 У Святых Отцов встречаем много наставлений о том , как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходимы вера, исполнение христианских заповедей, молитва, пост, смирение, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди и регулярное причащение Святых Христовых Таин.
 Прежде всего страдающему недугом необходимо чётко осознать своё рабство алкоголю. Это зачастую очень нелёгкий шаг, ибо многие в данной ситуации склонны не признавать себя зависимыми и считают себя способными в любой момент, как только по-настоящему пожелают, освободиться от пагубного пристрастия. Фактически человек здесь лжёт и самому себе, и окружающим. Признав же себя находящимся в плену страсти, он преодолеет как эту ложь, так и более серьёзный грех гордости, а как известно, «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать». Но важно, чтобы это признание было не просто констатацией факта, а привело бы к желанию избавиться от алкогольной зависимости.
 Здесь важны усилия как самого страждущего, так и всех его родных, членов его семьи. От них требуется, во-первых, усиленная молитва, на которую очень желательно сначала получить благословение священника. Оно не раз поддержит потом в возможные минуты отчаяния. От них потребна любовь, причём жертвенная, то есть не ожидающая ответной любви. Ибо ясно, что придётся много терпеть как от самого болящего, так и от бесов, которые будут непременно восставлять его против вас. Далее, следует взглянуть и внутрь самих себя и спросить: нет ли и моей вины в том, что мой муж ( жена, сын и т.д.) нашёл «истину в вине» (водке, пиве и т.д.)? Не потому ли муж стал искать утешения в спиртном, что я долго не желала разрешить семейный конфликт, пойти ему в чём-то навстречу? Не потому ли сын-подросток не отпускает теперь банку пива из рук, что я всецело была поглощена только своими заботами , и мне никакого дела не было до его проблем и переживаний? Думается, повод для покаяния и исправления есть всегда и у всех. Так что и самим родственникам было бы желательно поисповедоваться и причаститься и в чём-то исправить свою жизнь.
 У всех, наверное, на слуху знаменитая фраза алкоголика: «Слушай, ты меня уважаешь?» Обычно она вызывает у нас снисходительную улыбку. Между тем здесь есть над чем серьёзно задуматься. Человек создан по образу Божию, и уже в силу одного этого он высок над остальными тварями и достоин уважения.  И не только достоин. Душа любого человека, даже морально опустившегося, подсознательно ищет и жаждет уважительного отношения к себе. Душа пьяницы тоскует по тому уважению, которое он потерял со стороны своих близких. Будучи не в силах вернуть его, он ищет себе то окружение, в котором сможет получить утвердительный ответ на столь волнующий его вопрос. Вот и сидят где-нибудь на завалинке три «уважаемых» человека и «соображают на троих». И им хорошо друг с другом. Потом один из них идёт домой, переступает порог и слышит: «Ах ты такой-сякой! Опять напился как свинья!» и ещё что-нибудь в этом роде. Какое желание возникает у него в ту минуту? Правильно. Опять вернуться туда, где его «уважают».
 В одном фильме о наркотиках один из наркоманов с грустью говорит: «Бывает, бросишь колоться, пройдёшь по улице, встретит тебя старый знакомый, посмотрит на твой помятый вид и так небрежно бросит: «Ну ты как? Всё ещё колешься?» И от этого так тоскливо станет, что хочется убежать и опять обколоться, обкуриться, напиться».
 Так что от нас потребно в высшей степени чуткое и деликатное отношение к нашим попавшим в плен  зелёному змию родственникам. Нам самим порой следует учиться и учиться проявлять христианскую любовь и уважение. А это , согласитесь, порой бывает ох как трудно, особенно, когда объект нашей любви, казалось бы, потерял даже человеческий облик. На нас возлагается огромная ответственность. Подумайте только: как легко поспешным, неосторожным, необдуманным словом произвести эффект, противоположный ожидаемому: вместо того, чтобы вытащить человека из бездны порока, ещё глубже ввергнуть в неё. Вместо того, чтобы приблизить ко спасению, ещё более отдалить от него.
 Если же наши слова произвели благоприятное действие и человек решился встать на путь исправления, то  теперь серьёзной проблемой может стать заполнение вакуума, образующегося в душе после отказа от злоупотребления спиртным. Вот почему так важны в этот момент поддержка, забота и внимание в семье, физический труд или какая-либо творческая деятельность, а также духовная жизнь и молитва.
 Да, преодоление недуга пьянства и исцеление от алкоголизма – очень трудное дело. Однако будем помнить, что Богу всё возможно. Всё возможно и верующему. Господь всем нам хочет спасения. Он принимает искреннее покаяние любого человека и подаёт Свою всесильную помощь. Но первое усилие должно быть непременно с нашей стороны. Потому что Бог не нарушает свободы человека и  не спасает насильно. Выбор между жизнью и смертью Он предоставляет сделать нам.

       Диакон Виталий (Гарабов),
      г. Чистополь.

   
 Создание сайтов Казань, продвижение сайтов Казань - компания Интернет-сервис 2008 ©