Главная   Православный календарь   Православный молитвослов   Вопросы и ответы   Полезные сайты   Контакты 

Новости

История храма

Алексеевский благочиннический округ

Храм сегодня

Фестиваль колокольного звона

Мастерская церковной утвари "Кедр"

Сестры милосердия

Общество трезвости

Ризошвейная мастерская

Газета "Живоносный источник"
 

№ 23 (декабрь) 2012 год

Православные традиции.

Вопрос дня: как православному встречать Новый год?

День православной книги

Паломничество

Воскресная школа

Книжный магазин

Виртуальный тур по храму

Жития святых

Видео

Фотоальбом

АНОНС событий прихода

 

Официальный сайт Казанской епархии

Ризница.ру - Православный магазин для производителей и оптовых покупателей церковных товаров

Православие.Ru

Rambler's Top100

 
422900, Республика Татарстан,
р.п. Алексеевское, Соборная площадь, д.1
Тел./факс: 8(84341)2-41-50
E-mail: pavel-alex@inbox.ru
Газета "Живоносный источник"
№ 23 (декабрь) 2012 год

Воскресшая молитва
8 января исполняется 74 года со дня мученической кончины безвинно убиенного последнего священнослужителя Алексеевского храма – протоиерея Димитрия Тростянского. Его имя близко сердцу каждого прихожанина и поминается за каждым богослужением в храме.
Совсем недавно стали известны некоторые подробности родовых связей семейства Тростянских. Доктор физических наук Сергей Николаевич Тростянский – внучатый племянник отца Дмитрия рассказал трогательную историю о своем прадедушке по матери – священнике Орловском Феодоре Ивановиче, 1869 года рождения, уроженце села Пчелинки Бобровского уезда. Его арестовали за антисоветскую агитацию 29 октября 1937 года, вина его состояла в том, что он молился о спасении России.  При обыске обнаружили молитву к Царице Небесной: «Владычица моя! Пресвятая Богородица! Воздвигни меня из глубины греховной, просвети сердечные очи мои ко зрению спасения, оживотвори сердце мое духом благочестия страха Божия, духом чистоты и правды, духом любви и милосердия. Владычица моя! Пресвятая Богородица! Помоги всем в пастве моей и стране сей: бедным, скорбящим, обиженным, больным, странствующим. Утеши несчастных. Приюти сирот. Укрепи надеждою умирающих. Упокой умерших. Благослови всех детей. Направи к добру всякую юность. Укрепи во святой жизни взрослых. Всякую старость соделай образцом святой жизни. Всех грешников приведи к покаянию. Истреби тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники. Просвети их светом своим. Всех введи в познание истины. Всех направь на путь спасения и спаси!»
Руководитель общества «Мемориал» в Воронеже - Вячеслав Битюцкий нашел текст этой молитвы в обвинительном деле НКВД. За эту молитву в праздник Рождества Христова 7 января 1938 года священник Феодор Орловский был расстрелян. Получается, что на следующий день после его гибели 8 января 1938 года в г. Чистополе был расстрелян отец Димитрий Тростянский. Внук священника – Николай Митрофанович Тростянский (племянник отца Димитрия) – воронежский композитор, заслуженный деятель искусств России, положил слова молитвы на музыку, и с декабря 1992 года молитва исполняется Воронежским государственным русским народным хором на концертах. Когда он впервые прочел текст этой молитвы, то все взволновалось в нем. Он подошел к пианино, и…музыка полилась как бы сама собой. Теперь молитва неизменно в репертуаре хора. Когда она заканчивается, то люди находятся в оцепенении и просят повторить еще раз. С этой молитвой хор выступал в Москве в концертном зале П.И. Чайковского. После концерта зрители подходили и спрашивали, кто написал эту молитву, это такая современная вещь. Приходилась отвечать, что она написана в 30-ые годы священником Феодором Орловским и за это человек поплатился жизнью.
Конечно, об аресте отца Феодора в семье знали, но о том, что он расстрелян, разговора никогда не было. Детей к Богу особо не приучали, видимо боялись продолжения репрессий. У мамы Сергея Николаевича была молитва ко Пресвятой Богородице: «Покрой нас от всякого зла…», однажды он попросил дать ему слова этой молитвы, но мама испугалась и шепотом ответила ему: «Что ты, что ты…» Молитву прадеда ко Пресвятой Богородице Сергей Николаевич Тростянский читает ежедневно. После нее как-то дела легче идут и на душе мирно. Он назвал ее «Воскресшая молитва». Получается, что хоть дедушка Феодор расстрелян, а молитва его живет, то значит – жив дедушка…

М.ШИЛЬНИКОВА

Невыдуманные истории. Горькая правда
Оглядываясь назад, всегда удивляюсь случающимся в дороге  промыслительным встречам. От работы до моего дома расстояние  составляет 12 км, попутные машины преодолевают его обычно за 10 минут. Не знаю почему, но мне везет на встречи с открытыми людьми. В дороге порою услышишь такие откровения, про которые в обыденной жизни можно лишь увидеть в кино. Например, о любовном треугольнике, о вере и безверии, и о многих существенных вещах. Недавно один водитель поделился радостной вестью, его супруге удачно сделали сложнейшую операцию на сердце.  Обычно водители рассказывают об отношениях в семье, о работе, погоде, политике, о прошлом, настоящем и будущем.
Недавно меня потрясла печальная история с пожилым водителем,  возвращавшемся с проигранного суда. Суть истории в том, что вместе с родным братом они решили построить магазин, а на выручку от торговли безбедно жить. Документы для удобства оформили только на одного из братьев. Когда магазин был выстроен, второй из братьев передумал делиться выручкой, решил вложить ее в строительство еще одного магазина. Возмущенный брат услышал, что у него нет подтверждающих документов, поэтому хозяином он не считается и доказать свои права на магазин никогда не сможет. Ужасные слова прозвучали как гром среди ясного неба. Сгорая от обиды, на ближайший выходной он собрал на совет 7 остальных братьев, чтобы вразумить смутьяна. Но это не принесло пользы, поэтому пришлось обратиться в суд. За 10 лет братья судились 115 раз! Ищущий справедливости брат дошел до Москвы, доказывая правоту. В конце концов он ее доказал, но в последнем суде потерпел фиаско, так как за 10 лет накопился долг за аренду земли в сумме 400 тысяч.
В итоге изматывающих тяжб судебные издержки в десятки раз превысили вложения в строительство магазина. В судах человек потерял  все свое достояние: веру в Аллаха, мир в душе и семье, физическое и нравственное здоровье, материальное благополучие. Уступка и смирение для него равнялись проигрышу, ведь правда была на его стороне. Но какой горькой она оказалась, когда после долгих разборок вражда переросла в ненависть к брату. Мне оставалось только пожалеть человека, добровольно вычеркнувшего из свой жизни 10 цветущих лет. Я примерила ситуацию на себя и решила, что уступила бы брату, положилась на волю Божию, стала молиться бы о его вразумлении. Ведь чужие деньги не приносят пользы.
Вечером этого дня, под впечатлением услышанного, я решила прочесть «Доброе слово», присланное на сотовый телефон. Среди СМС неожиданно прочла следующие слова: «Страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю «земная», потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний». Игумен Никон (Воробьев). Жаль, что в свое время никто не сказал человеку о том, что мир стоит дороже самых больших денег.

М.ШИЛЬНИКОВА

 

Будущее России. Не быть равнодушным.
Интересную, хотя и неоднозначно принятую слушателями встречу организовал Приход Святителя Алексия в первой школе посёлка. Перед учащимися и представительницами молодых семей выступили московские гости: тележурналист Елена КОЗЕНКОВА и писатель Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ.
Автора телефильмов православной направленности и исследователя теневых сторон сфер влияния, с которыми в той или иной степени приходится иметь дело России как государству и её гражданам как объектам этого влияния, объединила одна духовно весомая тема нравственного здоровья нашей Родины. Тема эта не могла не взволновать пастырские струны протоиерея Павла, настоятеля нашего прихода, который,  воспользовавшись тем, что подвижники веры работают в Казани на православной выставке-ярмарке, пригласил их в Алексеевское.
Первое, о чём хочется сказать, – это пожалеть о том, что такие контакты интересуют в посёлке не такое большое количество думающих людей, как хотелось бы. Приглашённые школьники в продолжение встречи один за другим «сваливали» с мало заинтересовавшего их «мероприятия», и в итоге зал остался  заполненным едва ли на четверть.
Но послушать было что. Так, Елена Козенкова, соавтор (с Аркадием Мамонтовым) фильмов «Русский крест», «Чёрная метка», горячо говорила о драматичном положении института  российской семьи. Катастрофическая демографическая ситуация (это тема отдельного разговора), умело внедрённые извне чужеродные технологии в медицине, образовании, экономике, других важных сферах жизни, массированная атака на молодые умы делают своё дело: молодёжь не торопится заводить семьи, а те, что создаются, распадаются через одну. Направленное растление школьников самых нежных лет через апробированные в крупных городах (москвичи знают, о чём говорят!) уроки сексуального просвещения, повсеместную рекламу лёгкого стиля жизни (в тесном содружестве с энергетическими напитками, пивом), доступность наркотиков фактически оставляют нас без будущего. И если вступит в свои права активно лоббируемая некоторыми парламентариями ювенальная юстиция, от дела воспитания подрастающих чад будет отодвинуто последнее звено -  родители.
Юрий Воробьевский, развивая тему антироссийской агрессии, закамуфлированной в различные научно продуманные «упаковки» (в числе прочего названа и молодёжная масс-культура), немного испугал аудиторию, представившись специалистом по «конспирологии» - научному направлению,  занимающемуся исследованием различного толка заговоров.  То есть он изучает и разъясняет читателям своих книг темы, о которых не принято говорить вслух в силу их изначальной укрытости от посторонних глаз. Термины «мировая закулиса» (Тавистокский институт), «центр наркотизации» (в данном случае – Британия), «технология оболванивания» и т.д. явно смутили неподготовленную аудиторию. Впрочем, отнесённый выступающим к проискам недругов приснопамятный ЕГЭ вернул внимание слушающих в привычный понятийный ряд, и посыл о том, что наше земное спасение нужно искать не в кричащей пестроте политического калейдоскопа, а в сфере духовной,  был в целом принят.
Именно эту идею о том, что единственным путём к выживанию русской нации  как народа в достаточном числе для сохранения страны в её нынешних границах может быть только возвращение к выверенным веками традициям нравственности, следованию канонам православной веры, и постарались донести до аудитории приехавшие к нам представители московской интеллигенции. Гениальный Менделеев предполагал, что в 50-е годы ХХ века численность россиян будет составлять не менее полумиллиарда человек. Увы, учёный ошибся. Фатальный октябрьский переворот, мировая, Гражданская и Отечественная войны, пьянство, наркотики, вогнавшие народ в депрессию перестроечные и «лихие» 90-е годы внесли свои коррективы в этот прогноз. Спасти себя мы можем только сами, но времени осталось очень мало…
С точки зрения автора, такие встречи, достаточно редкие в силу особенностей нашей провинциальной жизни, полезны прежде всего тем, что  дают возможность услышать и сопоставить разные точки зрения на жизненно важные вопросы. Любая позиция имеет свои сильные и слабые стороны, мировоззренческие установки наших гостей при всей силе их убеждённости в правоте сказанного, наверное, не стоит принимать за откровение (они, кстати, и не требовали этого). Тем более что в завершение встречи Юрий и Елена предложили желающим свои книги и фильмы: читай, смотри, принимай или отвергай, думай, но главное – не будь равнодушным. И тогда, может быть, у нас появится надежда…

Ю. АБРАМОВ. 

Святыни  Алексеевского храма.
В нашем храме есть много святынь, перед которыми люди преклоняют колена. Это дорогие сердцу иконы и мощи разных святых, по праву считающиеся фундаментом храма. Немногие из прихожан знают историю попадания святынь к нам, когда и в связи с какими обстоятельствами они были приобретены, подарены или пожертвованы Божьему Дому. Чтобы восполнить этот пробел, мы открываем в газете новую рубрику – «Святыни Алексеевского храма». Думаем, что это будет интересно и полезно всем.
Сегодня мы хотели бы рассказать о деревянном мощевике, который находится в правом углу верхнего храма рядом с образом св. Николая Можайского. Он изготовлен в Задонском монастыре Воронежской области, в 1997 году его перевезли в Москву, и встал вопрос, какому приходу можно его передать? При содействии монахини Ксении (Муравьевой) из г. Чистополя мощевик решили передать развивающемуся приходу нашего, в ту пору еще,  молитвенного дома. Далее искусным мастером Петром Гейгером был сделан специальный остекленный столик, в котором помещен ковчежец с 33-я разными святынями. Главной из святынь считается частица Древа Животворящего Креста Господня, а также часть Гроба Господня и часть Гроба Божией Матери. Среди святынь имеется часть одежды от мощей св. Иоанна Тобольского, св. Иннокентия Московского, прп. Шио Мгивинского, Грузинского, прп. Макария Калязинского, прп. Феодосия Тотемского, прп. Анатолия Оптинского, младшего. Мощи св. Тихона Задонского, св. Феофана, Вышенского Затворника, блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, муч. Никомидийских, сожженных, прп. Лаврентия Черниговского, прп. Киево – Печерских и много других разных святых.
Среди святынь ковчежца имеется часть мантии прп. Серафима Саровского и частица камня «Тысячи ночей», камень от гроба прп. Леонида Усть - Недумского, часть мантии прп. Иоанна, нвмч. Иерусалимского, часть гроба Ионы Киевского и много других святынь.
Ковчежец доступен всем, желающим напитаться светом Божественной любви, исцеляющей любые раны души и тела.

 

Память святой великомученицы Варвары
17 декабря наша Святая Церковь празднует память святой великомученицы Варвары. Великомученица Варвара – одна из наиболее любимых и  почитаемых на Руси святых, а её житие – одно из самых красивых и поучительных из всего корпуса житийной литературы.
В конце 3 века, в царствование Максимиана, в финикийском городе Илиополе, у богатого и знатного язычника Диоскора родилась дочь по имени Варвара. Мать её умерла, когда девочка не достигла и отроческих лет. С того момента отец всю свою любовь и заботы сосредоточил на дочери, которая осталась единственным его утешением. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что не имела себе соперниц в этом отношении. Наряду с красотою телесною, Варвара была прекрасна и душой. Диоскор, безумно любивший свою дочь, не желал, чтобы простые смертные и худородные люди любовались несказанной красотой Варвары. Поэтому он решил совершенно уединить её от общества людей. Он построил для неё роскошную башню с богатыми палатами, в которых и заключил свою дочь, окружив её надёжными прислужницами. Уединённая от суеты, от всех благ и развлечений шумного мира, юная дева находила себе единственное утешение в созерцании красот природы, чудно открывавшихся из высокой башни, и в размышлении по поводу всего виденного. Так она привыкла жить своей внутренней жизнью, своими мыслями и настойчивым стремлением к разрешению важных и глубоких вопросов. Любуясь красотами Божьего мира – сиянием солнца, лунным и звёздным движением, красотой злачных полей, поражающей грандиозностью гор – или вслушиваясь в тихий шелест деревьев и журчание ручейка, юная дева задавалась нередко вопросом: «Кто Тот, Который всё это произвёл? Чья рука создала всё так премудро и прекрасно?» И её здравый ум и неиспорченное мирской суетой сердце говорили ей, что один Виновник всего этого: Его благости, премудрости и всемогуществу мир обязан своим премудрым устройством и красотой. Рассуждая так, Варвара подолгу днём и ночью рассматривала творения Божии, стараясь по творениям узнать и их Создателя. И вот однажды, в одну из таких минут, она внезапно ощутила в себе присутствие чего-то высокого и светлого, - присутствие Божественной благодати, отверзающей и просветляющей сердце к познанию истинного Бога. Сам Бог стал Учителем и Наставником юной девы. Он тайным и непостижимым образом вливал в её ум и сердце Свою благодать, просвещающую все силы души человека и «умудряющую младенцев». Под действием всесильной благодати юная дева росла и крепла духом.
Тем временем отец её отправился по своим делам в дальний путь, отдав приказание служанкам не удерживать дочь в башне и не препятствовать ей выходить куда захочет и делать что хочет. Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти из Александрии в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Которому и уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.
Однако час страданий юной девы наступал. Отец вернулся из своего путешествия. Варвара пыталась поведать ему о Боге-Отце, Сыне Его Иисусе Христе и Святом Духе, о будущем Суде и вечной жизни. Но ослеплённый сердцем Диоскор, видя, что его единственная дочь хулит отеческих богов и исповедует Христа, воспылал яростью, в приступе которой чуть не убил её. Жестокосердый отец предал свою родную дочь не менее жестокому областному правителю Мартиану, сказав: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих и верует в Распятого. И если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Игемон сначала пытался ласковыми и льстивыми  речами отвратить святую от веры во Христа, затем предал её на мучения. Претерпев множество страданий, Варвара была усечена мечом рукою своего жестокосердого родителя.
Житие святой великомученицы Варвары являет нам прекрасный и убедительный пример, как человек из созерцания красоты и гармонии Божиего творения может придти к вере в Бога, причём не к такой «номинальной» вере: «Я верю, что Бог есть, и на этом достаточно», а к горячей и пламенной вере и верности Богу, когда человек становится готовым запечатлеть её любым подвигом, вплоть до мученического венца. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»,- сказано в Откровении (2,10).
Вспомним слова апостола Павла: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римлянам 1,20). Ни что иное, как именно «рассматривание творений», есть профессиональное занятие учёных людей. Мы привыкли думать, что если учёный – значит, атеист. Однако это не более, чем стереотип. Неверующий учёный – явление сравнительно недавнее, получившее распространение лишь с конца 19 века. А большинство великих учёных, открывших фундаментальные законы природы или создавших фундаментальные направления в естествознании, были верующими. Можно назвать всем известные имена Николая Коперника, Исаака Ньютона, Галилео Галилея. Великий русский ученый М.В. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». Первооткрыватель радиоактивности Анри Беккерель: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». Один из основателей электрохимии, ученый-физик и химик Гемфри Дэви: «Учение материалистов всегда, даже в юности, было мне противно. До тошноты наслушавшись в лекционных залах их речей, я, бывало, уходил в зеленые поля и рощи по берегу реки – к природе, безмолвно обращавшей мое сердце к Богу; я видел во всех силах орудия Божества… Новые идеи и бесконечные надежды тогда возникали в душе моей, и я чувствовал жажду бессмертия. Эти настроения обычно, конечно, относят к области поэзии, но я думаю, что они заключают в себе здоровое философское основание для веры в бессмертие». Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог» ».
Изучая окружающий мир, многие ученые и в наши дни приходят к выводу о необходимости существования разумного Творца. Например, профессор В.А. Никитин из Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна, Московская область) пишет: «Данные физики элементарных частиц и астрофизики можно рассматривать как красноречивое свидетельство наличия Творца Мира, который тщательно подобрал параметры фундаментальных частиц материи с тем, чтобы во Вселенной создались условия, пригодные для существования человека. Вероятность возникновения благоприятной среды обитания в результате случайного сочетания свойств фундаментальных частиц материи и их законов исчезающе мала. Например, уменьшение разности масс протона и нейтрона на 1 Мегаэлектрон-вольт (т.е. на 0,1%) приводит к нестабильности атома водорода. Без водорода не будет воды и органических веществ, а следовательно, и жизни». Результаты этого и многих подобных наблюдений позволили сформулировать так называемый антропный принцип, который гласит: с самого начала физические параметры нашей Вселенной были Кем-то очень тщательно настроены с тем, чтобы обеспечить существование жизни и человека. И если какая-либо из физических констант, например, скорость света, изменится всего лишь на доли процента, весь мир мгновенно разрушится.
Учёным доступна для созерцания не только внешняя гармония мироздания. Многие из них были поражены красотой и краткостью математических формул, выражающих основные законы природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике, и вы в этом сразу убедитесь - основные законы записаны просто, нигде нет длинных, сложных и корявых  формул. Последние встречаются разве что в приближенных,  компьютерных расчетах, весьма далеких от совершенства. Ещё более поражает абсолютная тождественность математической записи совершенно разных законов, например, закона всемирного тяготения и закона электрического взаимодействия. Буквально бросается в глаза единый план, по которому создан мир.
Конечно, чтобы уверовать в Бога, мало просто созерцать красоту Его творения. Необходимо иметь чистую совесть и искреннее желание познать истину. Евангелие показывает нам печальный пример ожесточения человеческого сердца, когда  Сам Творец и Спаситель по земле ходил, и далеко не все в Него уверовали. Но сигналы Божественного мира, если можно так выразиться, идут к нам как в евангельские времена, так и в наши дни, буквально отовсюду, ибо «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Псалом 18). Задача человека – не отвергнуть Божий призыв.

      ДИАКОН ВИТАЛИЙ (ГАРАБОВ), г. Чистополь.


   
 Создание сайтов Казань, продвижение сайтов Казань - компания Интернет-сервис 2008 ©