Главная   Православный календарь   Православный молитвослов   Вопросы и ответы   Полезные сайты   Контакты 

Новости

История храма

Алексеевский благочиннический округ

Храм сегодня

Фестиваль колокольного звона

Мастерская церковной утвари "Кедр"

Сестры милосердия

Общество трезвости

Ризошвейная мастерская

Газета "Живоносный источник"

День православной книги

Паломничество

Воскресная школа

Книжный магазин

Виртуальный тур по храму

Жития святых
 

Житие Святителя Алексий, Митрополита Московсковского

Житие блаженной Матроны Московской

Житие Спиридона Тримифунтского

Житие святого мученника Авраамия Болгарского

Видео

Фотоальбом

АНОНС событий прихода

 

Официальный сайт Казанской епархии

Ризница.ру - Православный магазин для производителей и оптовых покупателей церковных товаров

Православие.Ru

Rambler's Top100

 
422900, Республика Татарстан,
р.п. Алексеевское, Соборная площадь, д.1
Тел./факс: 8(84341)2-41-50
E-mail: pavel-alex@inbox.ru
Жития святых
Житие Святителя Алексий, Митрополита Московсковского

Русь в период конца XIII – начала XIV веков переживала тяжкие времена. На её святой земле свирепствовало татарские иго, грабежи, угоны в плен, обложение жестокими податями, а князья ещё подтачивали её силы постоянными междоусобицами. Но в эти тяжелые годы, как всегда Господь усматривал за Святой Русью, именно в тяжкие, переломные времена приходили в Отчизну новые святые, благоверные князья-защитники, исполняя Божью волю по молитвам Богородицы о защите народа от захватчиков, и, не щадя себя, пеклись о сохранении и крепости веры, о поднятии духа в русских людях.

Так, в 1300 году в семье родовитых черниговских бояр Феодора, прозвание его было Бяконт и Марии Колычевых, которые бежали в Москву от басурманских набегов, родился сын. Крестили его Елевферием. Его восприемником – крестным отцом – стал сын благоверного князя Московского Даниила Александровича, Иоанн, благочестивый княжич, который в народной памяти сохранился как Иван Калита. Калита – «денежный мешок», так его прозвали, потому что у него всегда был при себе мешочек с деньгами для раздачи милостыни.

Однажды, когда, раскинув сети для ловли птиц, Елевферий внезапно задремал, ему вдруг послышалось, как кто-то ясно произнес, что напрасно он трудится, и что скоро он станет не ловцом птиц, а душ человеческих. Не правда ли, как похоже на евангельский рассказ о том, как позвал Христос Андрея Первозванного – только тот был рыбарем, и много старше, а Елевферий – ловил птиц, и было ему тогда всего 12 лет?

Мальчик сразу проснулся, но рядом никого не увидел, но с того дня стал ещё более стремиться к духовным знаниям, умножению благочестия и добродетелей, чаще посещал храм, а через несколько лет с благословения родителей поступил в Богоявленский монастырь в Загородье, как нынче называется в Москве Китай-город. В двадцать лет Елевферий принял монашеский постриг с именем Алексий, и провел в том монастыре около двадцати лет, укрепляясь в вере и возрастая в духе. Бог послал ему прекрасных наставников, с которыми его связала крепчайшая дружба. Ими были подвижники старец Геронтий и инок Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Именно из жития преподобного Сергия нам известно теперь, где и с кем начинал подвижническую стезю святитель Алексий.

С молодых лет многие достоинства и добродетели инока Алексия обращали на себя внимание московской знати, вплоть до великого князя Московского и Новгородского Симеона Гордого, а святой Алексий тогда был советником его младших братьев Иоанна и Андрея. Слухи о его разумных и благочестивых советах, которые будущий святитель давал князю и боярам, дошли до митрополита Феогноста, святителя Московского. По представительству великого князя святого Алексия назначили наместником митрополита Феогноста, пришедшего в преклонный возраст, и святитель продолжил служение, живя на митрополичьем подворье. Где в конце 1352 года святой Алексий был рукоположен в сан епископа Владимирского, полагая, что после кончины Феогноста, Алексий займет его место, о чем к Патриарху Константинопольскому Филофею было направлено прошение.

Весной 1353 года на Москву пришла новая напасть – моровая язва. В эпидемии скончались Симеон Гордый и митрополит Феогност, но, тем не менее, пожелание их было Патриархом услышано, он дал согласие, и Святитель Алексий принял Московскую митрополичью кафедру. Это было явлением в церковном мире того времени, так как митрополитами становились в то время только представители духовенства греческого происхождения, а святитель Алексий стал исключением, поскольку были известные его выдающиеся духовные качества и подвижническое житие. В той же настольной грамоте Патриарха, которая вручалась каждому митрополиту по возведению в сан, было указано, что Владимир становился местом пребывания русских митрополитов, за ними же в качестве первопрестольного сохранялся и Киев.

Такое укрепление Московской митрополичьей власти было необходимо, поскольку на фоне татарского ига на ослабленную набегами и княжеской междоусобицей Русь, киевская территория подвергалась экспансии со стороны польских католиков, литовских язычников, которая поддерживалась мятежными князьями Волынскими и Галицкими.

Надо сказать, что во время пребывания святителя Алексия в Константинополе, туда прибыл тверской инок Роман, которого всемерно поддерживал литовский князь Ольгерд, чтобы тот возглавил Литовскую епархию, и не допустил туда на правление носителей истинной веры. И Патриарх Каллист, сменивший Филофея, поставил Романа на Литовскую кафедру, куда вошла изрядная часть западных земель Киевской епархии.

Опять образовалась смута, и чтобы прекратить ее и скрепить православные земли, святитель Алексий опять отправился к Патриарху. По раздумьи тот оставил за Алексием право обладать саном архиепископа Киева и великой России.

Но на обратном пути, который частично пролегал морем, корабль святителя попал в сильный шторм. Святой Алексий горячо молился Господу о спасении всех, и дал обет заложить монастырь в случае счастливого избавления. Господь услышал его молитвы, корабль благополучно прибыл к берегу, а святитель исполнил свой обет, основав в Москве известную Спасо-Андроникову обитель, названную в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Москве.

На митрополичьем поприще Святитель Алексий неустанно подвизался 24 года. За это время он провел колоссальную работу как духовную, укрепляя церковный уклад, следил за работой епископов, за соблюдением порядка в иноческом укладе, основывал монастыри для их общежития по образцу того, что был устроен преподобным Сергием Радонежским, а в общественной деятельности приложил немало усилий для налаживания приемлемых отношений с Золотой Ордой.

Уже в то время святитель Алексий получил от Господа дар исцеления, и свидетельство этого произошло так же весьма чудесным образом. В 1357 году жесткий и деспотичный, как и большинство ордынских ханов, хан Джанибек прислал великому князю Иоанну Иоанновичу, требование, что князь направил святителя Алексия в Орду исцелить глазную болезнь его жены Тайдулы. При этом пригрозил: не приедет святитель – хан разорит всю Русь.

Святитель отправился в Орду, но не полагал себя достойным для совершения чуда исцеления. Однако, привыкший во всем уповать на Бога, он с молитвою, смиренно отправился в путь, чтобы избавить Отечество от напасти, хотя бы ценой жизни.

Перед отъездом Святитель совершил молебен в Успенском соборе Московского Кремля перед ракой с мощами святителя Петра, и ему было знамение – у раки сама собой возгорелась свеча. Святитель понял, что Господь дал ему знак и взял часть этой свечи с собой в Орду.

Ханша Тайдула увидела его во сне ещё до прибытия в Орду, и по прибытии святитель совершил в покоях хана молебен при зажженной свече, что он привез из Успенского собора, окропил жену хана святой водой и та прозрела. Хан был потрясен и проводил митрополита в Москву с почестями и многими дарами, а ханша пожаловала участок в Московском Кремле, на котором впоследствии святитель заложил храм в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, вокруг которого был потом им же образован Чудов монастырь.

Много добрых дел совершил святитель для сохранения земли русской и православной в те тяжкие для неё годы, часто рискуя жизнью. Так в 1359 году он приехал по государственным делам в Киев, где был схвачен Ольгердом, и если бы не удачный побег, возможно, там и был бы закончен его земной путь.

Младенцем в 1350 году осиротел Сын Иоанна Иоанновича Дмитрий – в будущем благоверный князь Дмитрий Донской, и святитель Алексий принял на себя по сути управление государством в качестве регента при несовершеннолетнем князе. Он примирял строптивых и заносчивых князей и положил начала воссоединению и централизации Русского государства. Именно совместные действия таких подвижников Руси, как Сергий Радонежский, святитель Алексий и воспитанный им Дмитрий Донской стали залогом победы на Куликовом поле в 1380 году.

Святитель Алексий неустанно вед духовно-просветительскую деятельность. Кроме уже известных Спасо-Андроникова, Чудова, Симонова монастырей, в Серпухове им был основан Введенский Владычный монастырь. Новую жизнь обрели Благовещенский монастырь в нижнем Новгороде и Цареконстантиновский под Владимиром и многое другое.

Святой прожил около 80 лет и, предчувствуя кончину, пожелал видеть своим преемником святого Сергия Радонежского, но преподобный отклонил его пожелание. Святитель Алексий понял и принял решение святого Сергия, так как прозревал иное великое назначение преподобного старца.

Он обратился к князю Дмитрию Донскому с пожеланием, чтобы тот погреб останки святителя в заалтарной части собора в Чудовом монастыре, где они и покоились, пока не были открыты в правлении великого князя Василия Васильевича Темного, спустя почти полвека, согласно преданию – 20 мая 1431 года.

   
 Создание сайтов Казань, продвижение сайтов Казань - компания Интернет-сервис 2008 ©