Новости »
Архив новостейКолокольные звоны: единство в многообразииКолокольные звоны: единство в многообразии
Ансамбль звонарей из Ростова Великого приезжает к нам не в первый раз, но неизменно – под руководством авторитетного исследователя колокольного искусства, автора книг, регента церковного хора Сергея МАЛЬЦЕВА. Повстречавшись с ним в фестивальной толчее, корреспондент газеты не преминул задать уважаемому гостю несколько вопросов, и был приятно удивлён той доброжелательностью, с которой очень занятый ростовчанин согласился на разговор…
- Сергей Александрович, я помню ваше выступление на прошлогодней научно-практической конференции, проведённой в рамках колокольного фестиваля: вы рассказывали о том, как восстанавливалась знаменитая звонница Успенского собора города, как вы с подвижниками возвращали к жизни и осваивали давно забытое ремесло звонаря. В связи с этим хочется узнать ваше мнение о перспективах развития православных церковных звонов.
- Что ж, всё это было до восемнадцатого года, и сейчас идёт то, что мы называем возрождением, возвращением к истокам. Причём возрождение это началось в 80-х годах прошлого века при музеях, то есть, в светских учреждениях в первую очередь. Ну и там, где открывались храмы, где были колокола там, естественно, традиция продолжалась. С тех пор прошло уже около тридцати лет, и всё это снова перешло в лоно Церкви, хотя при некоторых музеях (Ростовском, Ярославском, в Суздале) звоны существуют в концертном варианте и эта традиция продолжается.
Есть несколько различных школ развески и, естественно, игры: в своей книге я называю их «двойка» (зазвонных колоколов) - архангельская и «четвёрка» - московская. Эти школы до сих пор существуют. В своё время была учреждена Ассоциация колокольных звонов России, под её эгидой собираются все фестивали, где звонари обмениваются опытом, проводятся конференции, ведутся различные научные изыскания и т.д. По мере того, как это дело становилось на ноги, начали открываться колокололитейные заводы, взявшиеся за отливку современных колоколов (некоторые, впрочем, придерживаются старых традиций), вслед за этим появились сильные региональные исполнительские школы. В Москве, например, даже не одна: есть Московский колокольный центр, есть общество церковных звонарей. Известна сильная ярославская школа (тоже поделившаяся на две – при епархии и при музеях), саратовская школа, новосибирская, отметившая своё десятилетие. И так в каждом регионе.
- Какая работа ведётся при этих школах?
- Они изучают колокольные звоны всех регионов, историю этого вида искусств, занимаются и наукой – звучанием колоколов, собирают всевозможные сведения по этому вопросу. Ведь колокольному искусству внимания уделялось не так много и в дореволюционное время, известно всего лишь несколько книг. Сейчас, конечно, пишется много работ и не только отдельных статей, но и солидных монографий. Например, в 2005 году вышла моя книга «Школа звонаря» на основе исторических звонов Ростова Великого, есть книга Сергея Точина «Колокольные звоны России», выдержавшая уже два издания, много книг издаётся в Санкт Петербурге.
Все стараются собирать литературу по колокольной тематике, создают музеи по истории звонов, колоколов, собирают сведения в тех регионах, где ранее существовали колокольные заводы – а они были во множестве в России. Будем надеяться, что и колокололитейная традиция продолжится – кризис чувствительно ударил по этому производству в виду дороговизны исходных материалов, но это время когда-нибудь да кончится.
Таким образом, можно сказать, что становление звонарского искусства в наши новые времена проходит достаточно успешно. Но есть и другое наблюдение: участники колокольного движения, которые когда-то вместе начинали, «разъехались» по своим регионам и работают в определённой степени обособленно. При этом не совсем корректно конкурируя между собой, признавая за единственно верную только свои стили звонов и т.д.
- Может быть, в этом и плюсы есть? Конкуренция стимулирует развитие…
- Да нет, мы на это отрицательно смотрим. Каждый должен делать то, что он может. А то, что всё разное – и слава Богу. Манера и техника звонов, механика звонов в разных регионах особенные.
- Сформировавшиеся под влиянием местных традиций?..
- Да, нравится нам это или нет. Но это хорошо, это своё лицо! Это положительные вещи, которые нужно только поддерживать, а не сводить всё к чему-то стандартному, единообразному. Конечно, в каких-то отдельных моментах, непосредственно связанных с церковной службой (в каком месте, как и что звонить), каноничность должна быть сохранена. Но сама манера звона – индивидуальное лицо каждого звонаря.
- Сергей Александрович, спасибо за интересную беседу. Нам очень приятно видеть среди участников фестиваля таких именитых гостей…
- Нам тоже очень приятно быть у вас. Отец Павел давно нас приглашал, но время проведения фестиваля обычно совпадает с выпускными экзаменами в нашем музыкальном колледже. Вот смогли вырваться второй раз. Алексеевское – замечательный посёлок. Чистый, опрятный, сразу видно, что городские власти заботятся. Народ хороший. Нас удивило, порадовало, как принимают наши выступления. В прошлом году на конференцию научную пришли бабушки в платочках - темы-то непростые, даже специфические, но они с таким уважением слушали… Во многом то хорошее, что происходит в нашем государстве, зависит от людей. У вас таким подвижником стал протоиерей Павел, организовавший уже восьмой фестиваль. Кризис, у всех трудности, но ведь не прервалась эта традиция! Нас, кстати, приглашали ещё и на другой фестиваль, который проводится под Павловым Посадом близ Москвы, но мы сказали, что у нас уже есть приглашение на «Алексеевские перезвоны». Мы уже друзья, хотя и встречаемся один-два раза в год…
- Ещё раз спасибо, успехов вам!
Подготовил Ю. ЕГОРОВ